СМИ о республике
От мечты к реальности. Как строят воздушную линию электропередачи «Туран-Туманная»
От мечты к реальности. Как строят воздушную линию электропередачи «Туран-Туманная»


На территории Тоджинского района продолжается активное строительство второго участка высоковольтной линии электропередачи «Туран — Туманная». Корреспондент ИА «ТуваМедиаГрупп» побывал в тайге Тоджи, где кипит работа. Новая линия обеспечит электроэнергией Ак-Сугский горно-обогатительный комбинат и, что особенно важно, электрифицирует труднодоступный район республики, который в настоящее время зависит от дизельных генераторов.
Строительство второго участка, протяжённостью 156 километров, ведёт компания ООО «ИЦ Энергострой». На данный момент выполнено 95% запланированных работ, а завершение проекта намечено на конец 2025 года.
Строительная бригада
На строительстве жизненно важной линии электропередач задействовано около 180 человек – слаженный механизм из профессионалов разных мастей. Электромонтеры-линейщики, главные действующие лица, плечом к плечу трудятся со сварщиками, машинистами экскаваторов и бульдозеров, водителями всех категорий. Ни один винтик не останется без внимания: повара заботятся о сытости, машинисты автокранов помогают возводить опоры, инженерно-технический персонал руководит процессом, а механики и автослесари держат технику в строю.
Эта команда, закалённая временем и опытом, собралась из разных уголков России. Здесь трудятся жители Саратовской, Ленинградской, Ярославской, Кировской и Новосибирской областей, Республик Дагестан и Карелии, а также граждане Казахстана. Весомую часть составляют и местные жители, в том числе из Тоджинского района.
«В нашем общем деле каждая профессия имеет свою значимость, и в каждом конкретном аспекте важен каждый человек», - отметил начальник участка Александр Ильин.
Их временный дом – уютный городок из сине-бело-серых вагонов, где есть все необходимое: столовая, офис, жилые помещения и даже Wi-Fi. Рабочие отмечают отличное питание: первое, второе, третье, салаты и знаменитые пирожки их поваров. Новый год здесь тоже встречают по-особенному: рабочие накрывают стол и празднуют сразу по местному, московскому времени и по времени родного дома.
Испытания сибирским морозом
По словам Александра Ильина, работы по строительству двухцепной воздушной линии 220 киловольт выполняются в условиях сурового климата. Всем известно, что Тува имеет резко континентальный климат, где столбик термометра колеблется между отметками плюс 40 градусов летом и минус 50 зимой. Особенно в труднодоступном Тоджинском районе климат остаётся крайне холодным и безветренным. По данным метеостанции Тоора-Хема, минимальная температура в январе может достигать −54 °C.
«Коллективу компании пришлось столкнуться с тяжёлыми инженерно-геологическими условиями. Весь район прохождения высоковольтной линии расположен в зоне прерывистого распространения многолетней мерзлоты и в горной труднодоступной местности с резкими перепадами высот от 700 до 2000 м. В связи с отсутствием моста через реку Хамсара завоз материалов ограничен летними и зимними периодами. В летний период для перевозки через реку Хамсара применялась паромная переправа, а в зимний — ледовая переправа. Всего было перевезено более 37 497 тонн материалов», — рассказал он.
Работы стартовали в 2021 году. И вот уже третий год строители трудятся в суровой тайге Тоджи. Сначала они провели горно-подготовительные работы: по всему маршруту вырубили деревья и выполнили планирование поверхности бульдозерами. Сквозь долины, распадины и горы проложили проезды для подвоза материалов и опорных конструкций. С этим делом успешно справляется так называемый «местный мерседес» — абсолютный гусеничный вездеход «Четра ТМ-140».
Также через малые реки возведены мосты, а через болота перекинуты лежневые дороги. Именно по этим путям и гатям энергетики протащили, а затем установили полторы тысячи решетчатых конструкций, по-другому их называют траверсами, да не простых, а специально усиленных, чтобы выдерживать сильнейшие ветры и возможные подземные толчки, так как часть трассы проложена на высотах около двух тысяч метров над уровнем моря.
Строители отмечают: среди всех предыдущих объектов по всей стране именно объект в Тоджинском районе оценивается как самый сложный. Возведение ЛЭП — это очень кропотливая и тяжёлая работа. Несмотря на суровый климат, люди в холод работают ради благого дела. Они с упорством несут вперёд каждую панель, каждый крепёж, веря, что их труд подарит людям тепло, безопасность и надежду. В такие дни слышен стук инструментов и редкий звон кондукторов, и сердце понимает: труд этих мастеров — это не просто работа, а обещание будущего, которое согревает дома и объединяет людей вокруг общей цели.
Комплексный план энергоснабжения Тувы в действии
В 2023 году в Туве началась реализация утверждённого федеральным Правительством Комплексного плана энергоснабжения инвестиционных и социальных объектов региона. Для республики это реальная возможность ликвидировать существующий энергодефицит, который негативно влияет на качество жизни населения и становится препятствием для общественного и экономического развития региона.
Комплексный план энергоснабжения Тувы в действии: его реализация даст республике дополнительные 240 МВт. Эти мощности необходимы для запуска инвестпроектов и общего развития региона. Реализация активно продвигается благодаря усилиям и встречам Главы Республики Тыва Владислава Ховалыга с федеральными руководителями.
За ходом строительства ЛЭП 220 кВ «Туран — Туманная» руководитель региона следит лично. Он не раз посещал строительные участки в Пий-Хемском районе и в отдалённом Тоджинском.
Напомним, что линия будет питать будущий Ак-Сугский горно-обогатительный комбинат и, главное, позволит электрифицировать Тоджинский район, который пока зависит от дизельного топлива.
Комплексный план энергоснабжения Тувы – многомиллиардный проект, утверждённый в декабре 2021 года Правительством России. Решая проблему в первую очередь Тоджи, Правительство республики расширило документ, включив другие инвестпроекты на территории республики, а главное – запланировав энергомощности, в том числе и для Кызыла. В свете активизации жилой застройки — это жизненно необходимо.
Гюзель Кунзет
Фотографии Буяна Ооржака



Для спортсменов предлагается ввести два новых высших звания за победы на празднике животноводов Наадым.
Предварительное обсуждение прошло на заседании Комитета Верховного Хурала по молодежной, информационной политике, физической культуре и спорту, развитию институтов гражданского общества под председательством Аяса Донгака и при участии сенатора Совета Федерации Шолбана Кужугета. Также в совещании приняли участие министр спорта Тувы, представители Федерации национальной борьбы хуреш Республики Тыва и спортивной общественности.
В рамках инициативы предлагается дополнить Закон Республики Тыва «О государственных наградах» двумя новыми высшими званиями:
- «Дээди Авырга моге Республики Тыва» – для борцов, победивших на Наадыме 10 и более раз при участии не менее 128 борцов.
- «Авырга моге Республики Тыва» – за 5 и более побед на Наадыме при тех же условиях.
При этом в случае принятия изменений потребуются корректировки критериев для других. Например, звание «Кучутен моге Республики Тыва» будет присваиваться за 4 победы на Наадыме вместо 5, как это установлено сейчас.
На данном этапе идут предварительные обсуждения, которые будут продолжены на площадке Федерации национальной борьбы хуреш Республики Тыва.
По информации Верховного Хурала (парламента) РТ
Фото Верховного Хурала (парламента) РТ



День таможенника Российской Федерации, отмечаемый ежегодно 25 октября, установлен Указом Президента РФ № 811 от 4 августа 1995 года.
Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ — федеральный орган исполнительной власти, контролирующий перемещение через таможенную границу государства физических лиц, предметов, товаров, услуг и капиталов и взимание с них таможенных пошлин и сборов.
Появление этого документа стало чрезвычайно важным событием для дальнейшего развития таможенного дела в России. С этого же момента таможня стала государственной службой, предназначенной для защиты экономических интересов страны. К тому же 25 октября 1991 года по Указу Президента России был образован Государственный таможенный комитет Российской Федерации, преобразованный в 2004 году в Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ.
Работая в условиях нового Таможенного кодекса РФ, российские таможенники доказали, что умеют работать на уровне мировых стандартов. В работе таможенных органов все более активно используется действующая в других странах мира система анализа и управления рисками.
Реализуется программа модернизации таможенных информационных систем, внедряются передовые технологии таможенного контроля и таможенного оформления. Все больше и больше таможенных постов переходят на электронную форму декларирования товаров и транспортных средств с применением электронных цифровых подписей. Совершенствуется работа правоохранительных подразделений таможенных органов.
В условиях борьбы с международным терроризмом, работа таможенников сосредотачивается на борьбе с контрабандой оружия и боеприпасов, обеспечении безопасности путей поставок товаров и транспортных средств, объединении усилий правоохранительных подразделений таможенных служб Всемирной таможенной организации в борьбе с терроризмом.
Согласно Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства России 23 мая 2020 года, основной ее целью является содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности страны, полноты и правомерности взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности.
Стратегическая цель развития ФТС — формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства.
Российская таможенная служба — одна из крупнейших в мире, она насчитывает около 70 тысяч человек и включает в себя 8 региональных таможенных управлений, 4 специализированных управления. В ее структуре также действует Российская таможенная академия, признанная Всемирной таможенной организацией одним из своих региональных учебных центров. ФТС России имеет своих представителей в более чем 20 странах ближнего и дальнего зарубежья.
Свой профессиональный праздник все работники таможни Российской Федерации, по традиции, отмечают с большим размахом. В этот день они получают поздравления от руководства, представителей власти и бизнеса, коллег и друзей.
По данным calend.ru
Фото ИА «ТМГ»



Сотрудники Управления Россельхознадзора по Хакасии и Туве совместно с правоохранительными органами 23 октября текущего года пресекли незаконную перевозку сельскохозяйственных животных. На 66-м километре трассы «Енисей» у въезда в Абакан фура с крупным рогатым скотом была остановлена сотрудниками ГИБДД Абаканского района. В грузовике находились 55 бычков в возрасте 6–8 месяцев. Водитель из Дагестана не предоставил ветеринарные документы, у животных отсутствовала маркировка (чипы, бирки), они не учтены и не имеют достоверного происхождения. По словам водителя, он перевозил бычков из Тувы в село Сулейбакент Левашинского района Дагестана для доращивания и убоя.
Более полусотни голов скота, не имея необходимых документов, отправлены в пункт временного содержания сельскохозяйственных животных в Усть-Абаканском районе для проведения ветеринарных мероприятий.
В Россельхознадзоре пояснили, что для законной перевозки скота перед отправкой нужно оформить ветеринарные сопроводительные документы (ВСД). Это обязательно для всех сельхозпредприятий, фермеров, предпринимателей и граждан, планирующих транспортировку животных с территории республик Хакасия и Тыва или ввоз на эти территории. Чтобы получить ВСД, нужно обратиться с заявлением в ветеринарную службу района, где находятся животные. После проведения карантинных мероприятий в соответствии с регионализацией ВСД выдают.
Эта мера нужна для сохранения эпизоотического благополучия территории. Разные регионы имеют разный уровень заболеваний, что учитывается при перемещении животных. Обязательным условием согласования является регистрация хозяйствующего субъекта и его объектов в реестре информационной системы «Цербер». Кроме того, животные должны быть промаркированы и учтены в компоненте «Хорриот».
По информации Управления Россельхознадзора по Хакасии и Тыве
Фото Управления Россельхознадзора по Хакасии и Тыве