Лента новостей
Сегодня исполняется 107 лет со дня рождения Героя Советского Союза, тувинского танкиста Хомушку Чургуй-оола
Дата публикации: 10.05.2025
Сегодня исполняется 107 лет со дня рождения Героя Советского Союза, тувинского танкиста Хомушку Чургуй-оола

Хомушку Чургуй-оол родился 10 мая 1918 года в селе Хонделен Барун-Хемчикского кожууна. Он закончил 6 классов и работал скотоводом в колхозе, а в 1936 году был призван в Тувинскую народно-революционную армию. После службы Хомушку стал шофёром, и в 1941 году, в свои 23 года, был награждён Почётной грамотой Малого Хурала республики за успехи в вождении.

В 1943 году Чургуй-оол в составе первой группы добровольцев-танкистов Тувинской Народной Республики отправился на фронт. Он вместе с другими добровольцами прошёл подготовку в Горьком, а в феврале 1944 года их полк вошёл в состав 52-й армии 2-го Украинского фронта и принял участие в Умано-Боштанской операции.

Наступление началось 5 марта 1944 года и прошло успешно. Советские войска быстро взяли Умань и преодолели реку Южный Буг, не оставив немцам шанса на оборону. За свои подвиги Чургуй-оол стал первым тувинцем – Героем Советского Союза и единственным, удостоенным этого звания в годы Великой Отечественной войны. Также ему был вручен Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Кроме того, он участвовал в освобождении Молдавии, в сражениях в Румынии и Венгрии, а День Победы встретил в Чехословакии. После войны Хомушку работал в совхозе. Он трагически погиб 10 июля 1978 года.

Память о нем жива: улицы и парки носят его имя, в селе Хонделен Барун-Хемчикского кожууна была воздвигнута стела в честь Героя Советского Союза. В 2018 году лицей № 16 г. Кызыла также был назван его именем.


Госпаблики вКонтакте


Как вести себя на дороге в гололед? Рекомендации специалистов Поздней осенью во время частых переходов температуры через нулевой барьер на дорогах образуется гололедица. Днем солнце еще разогревает асфальт, зато ночью при заморозках лужи застывают и покрывают поверхность трассы тонкой, почти невидимой пленкой, которая при абсолютной прозрачности никак не выдает себя. Глаза водителя ее просто не различают в свете горящих фар. Человеку кажется, что его машина едет по черному асфальту и крепко цепляется колесами за шершавое покрытие, а на самом деле автомобиль уже готов сорваться в занос. Самое опасное, что такой лед образуется локально, лишь на набольших участках асфальта. Сухая дорога с хорошим сцеплением вдруг сменяется ледяным катком, и водитель теряется от неожиданности. Как избежать непоправимого? Для профилактики заноса важно использовать адаптивный и упреждающий стиль вождения. Наблюдательность позволит заранее распознавать опасные маневры и избегать резкого торможения. Кроме того, следует соблюдать скоростной режим и безопасный интервал между автомобилями, особенно в сложных дорожных условиях. Также необходимо выбрать правильный способ торможения. Не пытайтесь затормозить резко, одним движением. При движении по гололедице есть более подходящие способы остановить автомобиль, например, прерывистое (периодическое нажатие на педаль тормоза и полное ее отпускание) или ступенчатое торможение. Соблюдайте правила безопасности на поворотах. При гололедице повороты особенно опасны, поэтому необходимо: - двигаться с невысокой скоростью; - избегать торможения на поворотах; - при поворотах и съездах с дороги очень плавно поворачивать руль; - при остановке автомобиля заранее снижать скорость до минимальной, а потом плавно тормозить. Выбирайте правильную технику маневрирования при подъемах и спусках. При преодолении скользких подъемов заблаговременно выберите соответствующую скорость. При заносе автомобиля: - поворачивайте руль в сторону заноса. Задняя часть машины пошла вправо – туда же нужно повернуть и руль, и наоборот. - не нажимайте педаль тормоза – это может привести к тому, что автомобиль потеряет управляемость. - не отпускайте резко педаль газа – это только усугубит занос. На заднеприводном автомобиле при появлении признаков заноса нужно плавно снизить обороты двигателя. На переднеприводном обороты, напротив, лучше увеличить – так сила тяги на управляемых колесах позволит вывести автомобиль из заноса.