Лента новостей
Төрээн дылывыстың хүнү-биле!
Дата публикации: 01.11.2025
Төрээн дылывыстың хүнү-биле!

Төрээн дылывыстың хүнү-биле! Эргим чаңгыс чер-чурттугларывыс! Тыва дылдың эдилекчилери! Өөредилге яамызының болгаш өөредилге шугумунуң бүгү башкыларының өмүнээзинден төрээн Тыва дылывыстың хүнү-биле изиг байырны чедирип тур бис! Тыва дыл хүнүн бо чылын он дугаар демдеглеп, аңаа тураскааткан «Тыва дыл – чоннуң өнчүзү» деп X шуулганны бөгүн Улусчу чогаадылга бажыңынга байырлап эрттирген. Шуулганга Өөредилге сайыды Орлан Соян байыр чедиргеш: «Тыва дыл – тыва чоннуң бот-тускайлаңын илередип чоруур өзек көргүзүглерниң бирээзи. Ада-өгбеден дамчып келген төрээн дылывыска хумагалыг болбушаан, ону амгы үениң сайзыралынга дүүштүр тыва дылче чаа билиишкиннерни, сөстерни, очулгаларны киирери, амгы үениң шакпын агымы негеп келген. Оларны бистиң ажы-төлүвүс база шиңгээдир ужурлуг. Өзүп орар аныяк салгалга төрээн дылын дамчыдарынга Тываның өөредилге шугумунда чүс-чүс башкылар, кижизидикчилер үлүг-хуузун киирип, билиг-мергежилин харам чокка өргүп чоруур. Тыва дыл болгаш чогаал башкыларын тыва дылдың келир үезиниң кол магадылалы болгаш келир үениң тыва дылдыг хамаатыларының шуткукчулары деп бүзүрелдиг адап болур бис. Байлак сөстүг тыва дылывысты янзы-бүрү өөредилге-методиктиг аргалар-биле чаштарывыска, сургуулдарывыска дамчыдып, өөредип, ону суртаалдап, нептередип чоруур хүндүлүг башкыларывыска чоргаарланмышаан, өөрүп-четтиргенивисти бо онзагай хүнде база катап илередирин чөпшээреп көрүңер!» – деп демдеглээн. Шуулганның шиитпириниң төлевилилениң Өөредилге яамызының Национал школа хөгжүдер институттуң сайтызында салган. Шиитпирниң кол саналдарының бирээзи – Тываныӊ Баштыӊы Владислав Товарищтайович Ховалыгныӊ саналы-биле келир 2026 чылда «Тыва дыл – чоннуң өнчүзү» деп республика чергелиг шуулганны филология эртемнериниң доктору, профессор Шулуу Чыргал-оолович Саттың 100 чыл оюнга тураскаадып эрттирер.

Госпаблики вКонтакте


Как вести себя на дороге в гололед? Рекомендации специалистов Поздней осенью во время частых переходов температуры через нулевой барьер на дорогах образуется гололедица. Днем солнце еще разогревает асфальт, зато ночью при заморозках лужи застывают и покрывают поверхность трассы тонкой, почти невидимой пленкой, которая при абсолютной прозрачности никак не выдает себя. Глаза водителя ее просто не различают в свете горящих фар. Человеку кажется, что его машина едет по черному асфальту и крепко цепляется колесами за шершавое покрытие, а на самом деле автомобиль уже готов сорваться в занос. Самое опасное, что такой лед образуется локально, лишь на набольших участках асфальта. Сухая дорога с хорошим сцеплением вдруг сменяется ледяным катком, и водитель теряется от неожиданности. Как избежать непоправимого? Для профилактики заноса важно использовать адаптивный и упреждающий стиль вождения. Наблюдательность позволит заранее распознавать опасные маневры и избегать резкого торможения. Кроме того, следует соблюдать скоростной режим и безопасный интервал между автомобилями, особенно в сложных дорожных условиях. Также необходимо выбрать правильный способ торможения. Не пытайтесь затормозить резко, одним движением. При движении по гололедице есть более подходящие способы остановить автомобиль, например, прерывистое (периодическое нажатие на педаль тормоза и полное ее отпускание) или ступенчатое торможение. Соблюдайте правила безопасности на поворотах. При гололедице повороты особенно опасны, поэтому необходимо: - двигаться с невысокой скоростью; - избегать торможения на поворотах; - при поворотах и съездах с дороги очень плавно поворачивать руль; - при остановке автомобиля заранее снижать скорость до минимальной, а потом плавно тормозить. Выбирайте правильную технику маневрирования при подъемах и спусках. При преодолении скользких подъемов заблаговременно выберите соответствующую скорость. При заносе автомобиля: - поворачивайте руль в сторону заноса. Задняя часть машины пошла вправо – туда же нужно повернуть и руль, и наоборот. - не нажимайте педаль тормоза – это может привести к тому, что автомобиль потеряет управляемость. - не отпускайте резко педаль газа – это только усугубит занос. На заднеприводном автомобиле при появлении признаков заноса нужно плавно снизить обороты двигателя. На переднеприводном обороты, напротив, лучше увеличить – так сила тяги на управляемых колесах позволит вывести автомобиль из заноса.