Лента новостей
В Туве появится ещё один мост через Енисей
Дата публикации: 16.04.2025
В Туве появится ещё один мост через Енисей

Шестой по счёту мост планируют построить в Туве через реку Енисей – в районе села Баян-Кол. Глава республики Владислав Ховалыг поручил Минтрансу РТ в 2025 году разработать и представить правительству республики его проект. Решение принято в ходе обсуждения итогов работы дорожно-транспортного комплекса Тувы в минувшем году и задач на будущее.

Как пояснили в министерстве, изначально речь шла не о строительстве моста. В 2021 году на выборах Главы Тувы к Владиславу Ховалыгу обратились жители сел Баян-Кол и Терлиг-Хая с просьбой построить к ним асфальтированную дорогу. Села с населением около 2 тысяч человек связаны с остальной республикой единственной грунтовой дорогой, зажатой на узкой полоске земли между Енисеем и южными отрогами Уюкского хребта Западного Саяна. Каждый год её разрушают то талые, то дождевые воды, несущиеся с гор. И оба села тогда превращаются в недоступные «острова», хотя расположены всего лишь в 78 км от столицы республики.

Возможно, строительство дороги по всем стандартам водоотведения, действительно, решило бы проблему круглогодичной доступности поселений. Однако расчеты показали, что прокладка асфальтобетонного полотна с устройством дренажных сооружений обойдётся республике в 2,6 млрд. рублей. Выделение таких средств не представляется возможным. Во времена СССР в этих местах добывали ртуть, однако затем в связи с крайней опасностью добыча её была запрещена во всем мире, и Терлиг-Хаинский завод, успевший отгрузить более 380 тонн самородной ртути, закрылся. Запрет действует и сейчас, что не оставляет никаких надежд на возрождение ртутного производства.

Тем не менее, Владислав Ховалыг не отказался от решения поднятой баянкольцами проблемы. На нее «зашли» со стороны Енисея, на берегу которого расположено село. От Баян-Кола до федеральной трассы Р257 по прямой через реку всего 2 км. Нужно только построить мост, причем, не обязательно капитальный. К тому же, у республики уже был опыт строительства быстровозводимого разборного моста по технологиям, используемым военными, в районе села Кара-Хаак. Подсчитали примерные затраты, и оказалось, что такой мост будет стоить, как минимум, втрое дешевле дороги – около 800 млн. рублей. Важно и то, что построен он может быть в кратчайшие сроки.

Вариант с быстровозводимым мостом позволил Главе республики добиться включения его в пятилетний план развития региональных дорог, который предусматривает участие Росавтодора, прежде всего финансовое. Начало проектных работ означает, что идея строительства Баян-Кольского моста через Енисей из стадии инициации перешла к этапу выработки технических решений и расчётов.

Напомним, что похожий по технологии Кара-Хаакский мост длиной 327 метров и грузоподъёмностью до 60 тонн через Большой Енисей был возведен в 2018 году военными строителями за одно лето. Он исправно служит вот уже 6 лет. Самый старый мост через Енисей – Коммунальный – был возведен в 1963 году и модернизирован в 2019-м. В 1990 году ниже по течению от Коммунального был запущен Транспортный мост в объезд Кызыла. В 1999 году заработал Кок-Тейский мост через реку Малый Енисей, который соединил материковую Туву с её восточными районами – Тоджинским и Каа-Хемским, сообщение с которыми до того момента было паромным. И, наконец, в 2022 году был завершен мост через Большой Енисей в Тоджинском районе.

Республика продолжает покорять самую большую и мощную реку России – Енисей. Вслед за Баян-Кольским мостом, а возможно и параллельно с ним, есть планы с участием частного инвестора начать строительство еще одного, седьмого по счету перехода в районе Бельбейской паромной переправы через реку Каа-Хем или Малый Енисей. Он откроет круглогодичное автомобильное сообщение с малоосвоенной частью таежной Тувы, которая заселена сейчас в основном старообрядческими общинами.


Госпаблики вКонтакте
Степной кодекс чести тувинца: от древних времён до наших дней Вот уже много веков по бескрайним просторам Саян и долинам Каа-Хема, Тес-Хема, Бии-Хема, Улуг-Хема и других крупных рек Тувы кочует не только скот, но и мудрые правила жизни — тот самый степной кодекс чести тувинца. Это не писанные законы, а глубоко укоренённые в сознании принципы, которые веками помогали выживать, сохранять гармонию с природой и оставаться народом. Давайте вместе совершим путешествие во времени и узнаем, как этот кодекс живёт сегодня. Чтобы понять суть кодекса, нужно перенестись в прошлое. Жизнь тувинцев-кочевников целиком зависела от суровой, но прекрасной природы. Ещё в XIX веке исследователи отмечали, что тувинцы видели тесную связь социальных и природных процессов — мир людей был параллелен миру духов-хозяев местностей. Каждая гора, река и озеро имели своего хозяина, которого нужно было уважать. Религиозные верования — шаманизм и пришедший позднее буддизм — стали духовным стержнем кодекса. Шаманизм учил, что духи предков всегда рядом, а буддизм принёс идеи кармы и сострадания. Вместе они создали уникальную основу: нельзя враждовать с соседом, воровать или лгать — это нарушает гармонию не только в обществе, но и во всей вселенной. Как метко заметил один из путешественников, тувинец мыслил так: «Тебе оран [вселенная] дает, ты почему не даешь, сегодня тебе дал, завтра мне даст, тогда поделюсь». В этой фразе — вся суть: мир справедлив, и ты должен быть его частью. Степной кодекс чести — это не абстрактная философия, а четкие практические правила, которые передавались из поколения в поколение. Современные исследователи выделяют несколько ключевых принципов: - уважение к земле и её дарам — основа основ. Кочевник никогда не возьмёт у природы лишнего: не убьёт детёныша, не срубит дерево без нужды, не загрязнит источник. Это правило рождалось из практики — только так можно было сохранить пастбища и животных для следующих поколений; - закон взаимопомощи. В степи выживают только вместе. Если у соседа пал скот — ему помогут все. Если нужно ставить юрту — соберётся весь аал. Этот принцип распространялся и на чужого путника: его следовало накормить, напоить и дать кров, даже если он чужак. Интересно, что некоторые ранние наблюдатели, не понимая этой логики, расценивали иные формы обмена как «воровство»; - почитание старших — уважение к опыту. Старейшины в семье и обществе — хранители знаний и традиций. Их слово — закон, их совету следуют беспрекословно. Молодёжь воспитывалась в строгости и почтительности; - склонённая голова коню и верность слову. Конь был не просто транспортом, а другом и братом. Обмануть же человека или не сдержать обещание считалось великим позором. Как отмечали этнографы, в традиционной культуре социальный статус человека напрямую зависел от соблюдения этих неписаных правил. Кодекс в XXI веке: как традиции выживают в эпоху смартфонов Сегодня Республика Тыва — это не только степи и юрты, но и города, интернет и высшие и средние учебные заведения. Однако степной кодекс не канул в Лету — он трансформировался, вплетаясь в современную жизнь. Учёные отмечают, что процессы интенсивного взаимодействия традиционной культуры с индустриальной цивилизацией начались в Туве достаточно поздно — только после вхождения в состав СССР в 1944 году. Это во многом помогло сохранить уникальность тувинского менталитета. Между тем в тувинской семье по-прежнему сильны традиции уважения к старшим, совместного воспитания детей и взаимопомощи среди родственников. А в искусстве — тувинское горловое пение, камнерезное мастерство, народные танцы — всё это передаёт дух и ценности предков. В части экологического сознания многие тувинцы, даже городские, сохранили трепетное отношение к природе. Будь то турпоход или поездка на родину — правила «не сори, не ломай, бери ровно столько, сколько нужно» работают до сих пор. Гостеприимство у тувинца на сегодня так и остается на главном месте. Он считает долгом принять гостя как посланца неба. Накрытый стол, чашка солёного чая с молоком — это не просто ритуал, а проявление древнего закона степи. Однако есть и проблемы. Резкие перемены в материальной культуре, урбанизация и влияние глобализации привели к тому, что традиционная соционормативная культура стала трансформироваться, а в некоторых случаях — ослабевать. Молодёжь порой знает о кодексе меньше, чем старшее поколение. Но именно поэтому сегодня в Туве так сильны движения по возрождению традиций — от этнических фестивалей до включения элементов древней морали в образовательные программы. Степной кодекс чести тувинца — это не реликт, пылящийся на полке истории. Это живая, дышащая система ценностей, которая помогает тувинцам оставаться собой в быстро меняющемся мире. Он учит простым, но вечным истинам: уважай землю, на которой живёшь, помогай ближнему, держи слово, чти предков. Как писал исследователь С. И. Вайнштейн, Тува остаётся загадочной и уникальной именно потому, что сумела пронести свою идентичность через века. Степной кодекс — это мост, который соединяет вчера и сегодня, дедов и внуков, степь и мегаполис. И пока этот мост стоит, тувинский народ будет помнить, кто он и зачем пришёл в этот мир. https://dzen.ru/a/aPdKpwPuSncWZCf3?share_to=link

Фестиваль народного творчества «ТалантыФест» Участники от Каа-Хемского кожууна приняли участие в многожанровом фестивале народного творчества «ТалантыФест» в направлении «Традиции». Фестиваль состоял из двух этапов: заочный этап проходил в виде оценки видео материала и очный этап - в форме Гала-концерта, на котором показали свое мастерство талантливые исполнители, участники клубных формирований и самодеятельные артисты – самые лучшие в народном танце, в народном и фольклорном пении, традиционном инструментальном искусстве и фольклорно-обрядовом действе. Сегодня на гала-концерт приехали сильнейшие детские фольклорные ансамбли, инструментальные коллективы и отдельные исполнители. Выступления самодеятельных артистов встречали бурными овациями — зрители тепло поддерживали исполнителей, отмечая их мастерство и искренность. Кульминацией вечера стало торжественное награждение победителей и дипломантов фестиваля. Были отмечены в следующих номинациях: Номинация «Тувинские народные инструменты» Лауреат 1 степени - Монгуш Алдын-Херел Арамович (Дошпулуур). Смешанная возрастная категория Лауреат 2 степени - Салчак Анатолий Михайлович (хомус). Номинация «Русские народные инструменты» Лауреат 2 степени - Доржу Дмитрий Александрович (гитара). Жанр Натюрморт Лауреат 2 степени - Чавырал Долаана Ертнаевна, Каа-Хемский кожуун. Каждому лауреату вручили дипломы и памятные награды, подчеркнув их вклад в сохранение и развитие народной культуры. Гала-концерт фестиваля народного творчества «ТалантыФест» в направлении «Традиции» подарил всем радость и хорошее настроение, участники концерта удивили всех своими талантами, артистизмом и оригинальностью.