Лента новостей
Есть люди незабываемые, их часто вспоминают при сложных обстоятельствах, всегда чувствуют их присутствие. Одним из таких людей был фронтовик, первый секретарь райкома партии Каа-Хемского района Николай Павлович Федоров. В 1960–70-е годы прошлого столетия
Дата публикации: 22.04.2025
Есть люди незабываемые, их часто вспоминают при сложных обстоятельствах, всегда чувствуют их присутствие. Одним из таких людей был фронтовик, первый секретарь райкома партии Каа-Хемского района Николай Павлович Федоров. В 1960–70-е годы прошлого столетия

Есть люди незабываемые, их часто вспоминают при сложных обстоятельствах, всегда чувствуют их присутствие. Одним из таких людей был фронтовик, первый секретарь райкома партии Каа-Хемского района Николай Павлович Федоров. В 1960–70-е годы прошлого столетия он руководил районом шестнадцать лет. До этого был председателем колхоза «14 лет Октября». Настоящему руководителю необходимо знать мнение народа по улучшению условий жизни, экономики и сельского хозяйства. Николай Павлович часто приглашал к себе ветеранов, советовался с ними и применял их предложения в своей работе. Интересно было, что он знал даже то, какой табак курил тот или иной чабан. При выезде на чабанские стоянки с собой брал: тунзе, махорку, папиросы и обязательно хлеб, хотя сам он не курил. Чабаны с удовольствием его угощали сметаной с тараа (любимое блюдо тувинцев), зная, что он обожал это блюдо и крепкий чай с молоком. Каждый раз, когда бывал среди чабанов, он не возвращался, не поездив верхом на лошади. Бывая на фермах, приходил не в лакированных туфлях, а в рабочей одежде и кирзовых сапогах. Павлович, как интеллигентный человек, никогда не повышал голос на своих коллег и подчиненных, не показывал свое превосходство, как руководитель района. Своим примерным отношением к работе давал понять людям, как нужно работать и руководить. Во время Великой Отечественной войны он служил войсковым разведчиком, был награжден многими орденами и медалями. Война закалила его, и он ценил жизнь и людей. Первые руководители республики: С.К. Тока, Г.Ч. Ширшин, высоко ценившие Николая Павловича, как умелого, мыслящего, творческого человека, с поста партийного руководителя не отпускали. Бывший главный агроном совхоза «14 лет Октября» Дыртый-оол Федотович Дулзукей мне рассказывал: «Однажды при встрече с ветеранами совхоза мы разговорились, вспоминали Николая Павловича добрыми словами, и я вспомнил, что как только он стал директором нашего совхоза, сразу сократил свою зарплату и главных специалистов, и никто не возражал. Во время весенних и осенних кампаний он часто ночевал с механизаторами на бригадах». О его отзывчивости, доброте, человечности мне поведала Анастасия Георгиевна Орлова, заслуженный учитель РФ. Она, будучи молодым директором сарыг-сепской школы № 1, позвонила первому секретарю райкома, сообщив, что с потолка побежала вода, перекаченная от регистра. Федоровы прибежали всей семьей и ведрами выносили воду на улицу, а дети бегали с тряпками… Николай Павлович Федоров не только был сыном русского народа, но и тувинского, и свободно говорил на тувинском языке. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Тувинской АССР. Сергей СЫМЧААН.

Госпаблики вКонтакте


Как вести себя на дороге в гололед? Рекомендации специалистов Поздней осенью во время частых переходов температуры через нулевой барьер на дорогах образуется гололедица. Днем солнце еще разогревает асфальт, зато ночью при заморозках лужи застывают и покрывают поверхность трассы тонкой, почти невидимой пленкой, которая при абсолютной прозрачности никак не выдает себя. Глаза водителя ее просто не различают в свете горящих фар. Человеку кажется, что его машина едет по черному асфальту и крепко цепляется колесами за шершавое покрытие, а на самом деле автомобиль уже готов сорваться в занос. Самое опасное, что такой лед образуется локально, лишь на набольших участках асфальта. Сухая дорога с хорошим сцеплением вдруг сменяется ледяным катком, и водитель теряется от неожиданности. Как избежать непоправимого? Для профилактики заноса важно использовать адаптивный и упреждающий стиль вождения. Наблюдательность позволит заранее распознавать опасные маневры и избегать резкого торможения. Кроме того, следует соблюдать скоростной режим и безопасный интервал между автомобилями, особенно в сложных дорожных условиях. Также необходимо выбрать правильный способ торможения. Не пытайтесь затормозить резко, одним движением. При движении по гололедице есть более подходящие способы остановить автомобиль, например, прерывистое (периодическое нажатие на педаль тормоза и полное ее отпускание) или ступенчатое торможение. Соблюдайте правила безопасности на поворотах. При гололедице повороты особенно опасны, поэтому необходимо: - двигаться с невысокой скоростью; - избегать торможения на поворотах; - при поворотах и съездах с дороги очень плавно поворачивать руль; - при остановке автомобиля заранее снижать скорость до минимальной, а потом плавно тормозить. Выбирайте правильную технику маневрирования при подъемах и спусках. При преодолении скользких подъемов заблаговременно выберите соответствующую скорость. При заносе автомобиля: - поворачивайте руль в сторону заноса. Задняя часть машины пошла вправо – туда же нужно повернуть и руль, и наоборот. - не нажимайте педаль тормоза – это может привести к тому, что автомобиль потеряет управляемость. - не отпускайте резко педаль газа – это только усугубит занос. На заднеприводном автомобиле при появлении признаков заноса нужно плавно снизить обороты двигателя. На переднеприводном обороты, напротив, лучше увеличить – так сила тяги на управляемых колесах позволит вывести автомобиль из заноса.