Лента новостей
Проект Главы Тувы "Доступная земля" набирает популярность
Дата публикации: 02.07.2025
Проект Главы Тувы "Доступная земля" набирает популярность


02.07.2025 07:59
В Туве  в полной мере начал работать механизм предоставления гражданам  в безвозмездное пользование земельных участков под строительство жилья на территории населенных пунктов, где проживает менее 10 тысяч человек. Как сообщили в Минземимуществе РТ, на  конец июня  в администрации поселений поступило 730 заявлений от жителей республики с   просьбой выделить землю под ИЖС.
Инициатива предоставить  в безвозмездное пользование всем желающим пустующие земли в малых городах и сельских поселениях с населением до 10 тысяч человек  принадлежит, напомним,  Главе Тувы Владиславу Ховалыгу. Он считает, что возможность получить земельный участок под ИЖС в любом уголке республики, кроме столицы и крупных населенных пунктов, с одной стороны, стабилизирует земельный рынок и цены на участки. С другой, стимулирует миграционные процессы внутри региона, которые позитивно скажутся в целом на  экономическом развитии республики и её территорий. 
Уже первая волна заявлений  ожидаемо показала стремление жителей республики выбирать для строительства жилья участки на территории районных центров, а также поселений, расположенных в пределах  часа езды на автомобиле от столицы Тувы Кызыла. Так, желающих жить в селе Сесерлиг, от которого до Кызыла всего 26 км по асфальту,  оказалось больше, чем в  центре Пий-Хемского района городе Туране – 77 заявлений против 50.    Из 283 заявлений на земельный участок в Кызылском районе 171 приходится на село Кара-Хаак, до которого дорога из столицы на машине  занимает полчаса.
Кроме того, соискатели участков  при выборе местности отдают предпочтение поселениям вдоль оживленных автомобильных артерий. В Каа-Хемском районе, например, из 113 заявителей  районный центр Сарыг-Сеп выбрали только 35 человек, а  59 обратившихся просят выделить землю в селах Бурен-Хем, Кундустуг и Суг-Бажы.  Эти села также выгодно отличаются от других близостью к столице Тувы.
Жители удаленных от Кызыла территорий в большинстве своём  выбирают для жизни райцентры. В Барун-Хемчикском районе, например, из 40 заявлений 31 ходатайствует о предоставлении участка в административном центре  селе Кызыл-Мажалык.  Из обратившихся к властям Эрзинского района 12 человек все хотят строиться в Эрзине. Та же картина в соседнем Тес-Хеме, где все заявители  попросили дать землю в районном центре селе Самагалтай.
Впрочем, немало и таких  участников проекта "Доступная земля", для кого доступ к благам современной цивилизации не самое главное. Есть  желающие поставить дом, к примеру, в Усть-Ужепе – старообрядческом селе, затерянном в глухой тайге малоенисейского Верховья, где по данным последней переписи проживает 168 человек. Обосноваться  в селах труднодоступной оленеводческой Тоджи, приравненной к Крайнему Северу, хотят 30 человек, причём, не только в райцентре, но и в малых деревнях - Адыр-Кежиге, Ырбане, Ий.
Для жителей Тувы, которые пожелают участвовать в проекте, Минземимущество республики поясняет, что  срок  договора с администрацией  на безвозмездное пользование участком ограничен – 5 лет. Для строительства жилого дома можно использовать средства материнского капитала. Если за это время дом не построить, землю изымут и передадут другому соискателю. Кроме того, юристы обращают внимание участников проекта на сам термин «безвозмездное пользование».  Он означает, что человек не вправе совершать с участком  другие действия, кроме постройки дома для себя,  – к примеру, нельзя его продать или передать кому-то, а также уступить право пользования. 
Только после того, как дом будет построен и оформлен с регистрацией права собственности на него,  у хозяина появится  возможность выкупа земельного участка. Цена участка будет определена с учетом кадастровой стоимости. Поскольку она в малых поселениях Тувы невелика, то и участок обойдётся недорого – по расчетам министерства, в среднем  от  3-4 тысяч рублей в зависимости от населенного пункта.


Госпаблики вКонтакте


Как вести себя на дороге в гололед? Рекомендации специалистов Поздней осенью во время частых переходов температуры через нулевой барьер на дорогах образуется гололедица. Днем солнце еще разогревает асфальт, зато ночью при заморозках лужи застывают и покрывают поверхность трассы тонкой, почти невидимой пленкой, которая при абсолютной прозрачности никак не выдает себя. Глаза водителя ее просто не различают в свете горящих фар. Человеку кажется, что его машина едет по черному асфальту и крепко цепляется колесами за шершавое покрытие, а на самом деле автомобиль уже готов сорваться в занос. Самое опасное, что такой лед образуется локально, лишь на набольших участках асфальта. Сухая дорога с хорошим сцеплением вдруг сменяется ледяным катком, и водитель теряется от неожиданности. Как избежать непоправимого? Для профилактики заноса важно использовать адаптивный и упреждающий стиль вождения. Наблюдательность позволит заранее распознавать опасные маневры и избегать резкого торможения. Кроме того, следует соблюдать скоростной режим и безопасный интервал между автомобилями, особенно в сложных дорожных условиях. Также необходимо выбрать правильный способ торможения. Не пытайтесь затормозить резко, одним движением. При движении по гололедице есть более подходящие способы остановить автомобиль, например, прерывистое (периодическое нажатие на педаль тормоза и полное ее отпускание) или ступенчатое торможение. Соблюдайте правила безопасности на поворотах. При гололедице повороты особенно опасны, поэтому необходимо: - двигаться с невысокой скоростью; - избегать торможения на поворотах; - при поворотах и съездах с дороги очень плавно поворачивать руль; - при остановке автомобиля заранее снижать скорость до минимальной, а потом плавно тормозить. Выбирайте правильную технику маневрирования при подъемах и спусках. При преодолении скользких подъемов заблаговременно выберите соответствующую скорость. При заносе автомобиля: - поворачивайте руль в сторону заноса. Задняя часть машины пошла вправо – туда же нужно повернуть и руль, и наоборот. - не нажимайте педаль тормоза – это может привести к тому, что автомобиль потеряет управляемость. - не отпускайте резко педаль газа – это только усугубит занос. На заднеприводном автомобиле при появлении признаков заноса нужно плавно снизить обороты двигателя. На переднеприводном обороты, напротив, лучше увеличить – так сила тяги на управляемых колесах позволит вывести автомобиль из заноса.