Лента новостей
Дата публикации: 22.11.2025

С 2025 года в Туве началась реализация нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». По итогам 10 месяцев работы целевые показатели нацпроекта по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог перевыполнены на 1,5-2% или 24,7 км. На дорогах регионального и межмуниципального значения перевыполнение составляет 16,4 км больше от плана в 51,3 км, в том числе опорной сети на 8,3 км больше от плана в 4,6 км. Об опережающих темпах дорожного строительства сообщили на коллегии Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, которая состоялась накануне. Опережающими темпами работы выполнены на участках дорог: «Кызыл-Эрзин-Росграница с Монголией» в Тес-Хемском кожууне, «Подъезд к с.Тээли» в Бай-Тайгинском кожууне, «Подъезд к с.Хадын» в Пий-Хемском кожууне», «Чадан – Бажын-Алаак» и «Чадан – Суг-Аксы» в Дзун-Хемчикском кожууне. В Кызылской городской агломерации, в состав которой входят г. Кызыл, пгт. Каа-Хем и с. Сукпак, с опережением графика в нормативное состояние приведено более 7 км дорог на 10 улицах. К наиболее значимым и капиталоемким дорожным объектам, построенным и восстановленным за отчетный период, можно отнести реконструкцию автомобильной дороги «Подъезд к селу Кара-Хаак» на участке от 6 до 10 км общей длиной 3,5 км в микрорайоне «Вавилинский затон». В рамках мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на данном участке также выполнены работы по устройству искусственных неровностей, пешеходных переходов, современных остановочных пунктов и удобных пешеходных тротуаров. «Все перечисленные меры призваны значительно повысить комфорт и безопасность для всех участников дорожного движения за счет улучшения инфраструктуры региона и созданием благоприятных условий для проживания населения», - отметил замминистра дорожного комплекса Тувы Шолбан Лакпажап. Подробнее читайте на сайте Правительства Тувы https://rtyva.ru/press/news/6547/
Госпаблики вКонтакте
Торжественное открытие Аллеи Славы в селе Кочетово! Сегодня в селе Кочетово состоялось знаменательное событие — открытие Аллеи Славы. На торжественную церемонию собрались почётные гости Республики и жители села. Эта величественная аллея — не просто живописный уголок для отдыха для жителей. Она является священным местом, где переплетаются прошлое и настоящее, память и надежда, гордость и вдохновение. В мероприятии приняли участие: Ширижик Аян Сергеевич - депутат Верховного Хурала(парламента) Республики Тыва Сазан-оол Алексей Викторович - и.о.заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Хуурак Эрес Михайлович - депутат Верховного Хурала(парламента) Конгар Айбек Николаевич - и.о.председателя Администрации Тандинского кожууна Нурзат Урана Монгушовна - Глава Хурала Представителей Тандинского кожууна Особую благодарность выразили всем, кто внёс свой вклад в строительство Аллеи Славы. Их самоотверженный труд и преданность делу стали основой для создания этого важного для села места. Отдельного внимания удостоились матери, родственники героев, участников специальной военной операции. Верховный Хурал вручил благодарственные письма за их неоценимый вклад в развитие и сохранение памяти о героях. Аллея — живой памятник, который с каждым годом будет становится всё прекраснее, продолжая хранить в себе историю и дарить вдохновение новым поколениям. Пусть Аллея Славы станет символом памяти и гордости для всех жителей села Кочетово! #АллеяСлавы #Кочетово #Память #ТоржественноеОткрытие


Продолжаем рассказывать об истории сел Кызылского кожууна. На очереди сумон Терлиг-Хая. Село Терлиг-Хая Кызылского района широко известно тем, что недалеко от него находится священный камень - Чалама – одно из красивейших творений природы. Он расположен на левом берегу реки Баян-Кол, на месте слияния ее притоков – Оораш-Хем и Ортаа-Хем в плотном окружении красавиц-лиственниц, черёмухи, тополя, осины, елей и чернотала. Весной среди деревьев распускаются пионы, цветут лесные фиалки. Как рассказывают сами жители Терлиг-Хая, они постоянно приходят сюда, чтобы зарядиться энергией камня. По поверьям, он имеет огромную энергетическую силу, защищает от всего негативного. Все чаще здесь можно встретить и жителей из других районов республики. Терлиг-хаинцы охотно поведают любому приезжему о легендах, которые повествуют о возникновении этого священного камня. Поклониться камню приезжают многие гости республики из Китая, Швеции, Голландии, Новосибирска, Санкт-Петербурга. Что же касается названия села, то его этимология тоже весьма любопытна. Кандидат геолого-минералогических наук, заместитель директора по научной работе Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН Андрей Монгуш выдвигает свою версию происхождения названия Терлиг-Хая. Как известно, в 1949 году в бассейне верховьев реки Баян-Кол было открыто месторождение ртути, которое назвали Терлиг-Хаинское. Название месторождению было дано по аналогичному месторождению ртути в США — Терлингуа. Таким образом, с появлением Терлиг-Хаинского РЭП был основан одноименный поселок. У старожилов села — своя версия. В окрестностях есть гора Телиг-Хая, в переводе с тувинского - скала козерогов. До открытия месторождения ртути в местных горах водились тучные стада этих грациозных животных. Поэтому в названии горы Телиг-Хая просто прибавили букву «р», якобы, для удобного произношения на русском языке. С тех пор это название и сохранилось за селом до наших дней. Испокон веков в истоках реки Баян-Кол жил кочевой народ по фамилии Байкара. А село, которое они основали, назвали Кара-Тал. Постепенно на селе появились хлебный амбар, мельница, конюшни, пасека, мини-электростанция, склады. На фермах содержали коров, верблюдов, кур и даже лисиц. Сеяли вручную пшеницу, просо, ячмень, рожь, кукурузу, картофель и все виды овощей. Металлургический цех по производству ртути располагался в ущелье реки в 11 километрах от Кара-Тала. Массовую добычу ртути здесь начали в 1970-ом году. На производстве было занято почти все население села. В год добывали до трех тонн ртути, перерабатывая до 75 тыс. тонн руды. Производство было закрыто в 1986 году. «Сейчас там, к сожалению, ничего нет. Но зато какая там удивительно красивая природа!» - рассказал нам Иван Севекпут, стоянка которого расположена не так далеко от месторождения. Он рассказал еще об одной местной достопримечательности. Оказывается, вокруг села Терлиг-Хая возведено аж десять самых разных мостов и мостиков. Только пройдя их все, можно добраться до месторасположения бывшего ртутного завода.


Госпаблики вКонтакте
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 2025 Приглашаем к участию! С 30 ноября по 14 декабря во всех субъектах Российской Федерации и зарубежных странах пройдет одиннадцатая международная просветительская акция "Географический диктант 2025" В 2025 году акция состоится уже в одиннадцатый раз, она проводится с 2015 года по инициативе Председателя Попечительского Совета Русского географического общества, Президента РФ В. В. Путина. Основная цель акции — популяризация географических знаний, а также повышение интереса к науке и национальному наследию. Тематика Диктанта отражает ключевые события и юбилеи 2025 года: 180-летие Русского географического общества, 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, 500-летие освоения Северного морского пути, а также раскрывает историко‑культурные и географические взаимосвязи России со странами БРИКС. Диктант включает две части: Первая часть — 10 вопросов, направленных на проверку базовых знаний о географии России. Здесь встречаются задания о природных объектах, культурных регионах и национальном наследии. Вторая часть — 30 вопросов повышенной сложности. Они требуют логического мышления, внимания и более глубоких знаний. В 2025 году диктант пройдёт в двух форматах: Очный этап — 30 ноября 2025 года на специально организованных площадках в 12.00 ч. Площадками проведения Диктанта могут стать любые образовательные организации, пройдя регистрацию до 20 ноября 2025 года на сайте dictant.rgo.ru/ Онлайн-версия — с 12:00 30 ноября до 12:00 14 декабря 2025 года по местному времени (без предварительной регистрации) на официальном сайте Диктанта dictant.rgo.ru/ Участниками Диктанта могут стать жители России и зарубежных стран. Условия и порядок проведения диктанта изложены в Положении о проведении диктанта. Polozhenie_o_provedenii_ezhegodnoy_prosvetitelskoy_aktsii_Geograficheskiy_diktant_ot_25_08_2025 .pdf

В Хурале представителей города Кызыла открыта вакансия на должность начальника правового отдела организационно-правового управления Аппарата Хурала представителей города Кызыла. ТРЕБОВАНИЯ: Высшее юридическое образование Глубокие знания гражданского, административного и других отраслей права Опыт работы с нормативно-правовыми актами Умение анализировать и систематизировать информацию Организаторские способности и умение эффективно распределять задачи между подчинёнными Коммуникабельность, умение и желание работать в команде Высокие морально-этические качества Уверенный пользователь ПК Готовность и способность к постоянному обучению Ответственность, стрессоустойчивость Владение грамотной устной и письменной речью (наличие навыков письма и ведения деловой переписки обязательны) Для уточнения информации обращаться по тел.: 2-05-71 (приемная), 2-28-57 (отдел кадров), 2-70-63 (Аппарат Хурала представителей города Кызыла). Резюме направлять по следующим реквизитам: ул. Ленина, д. 32, каб. 210 (здание мэрии, 2й эт.), e-mail: gorhural@mail.ru (в теме письма указывать «РЕЗЮМЕ»).

В преддверии замечательного праздника Дня матери, в Центральной библиотеке с. Сарыг-Сеп прошел круглый стол с матерями и супругами участников спецоперации, в рамках акции " Вкус заботы" Женского движения " Единой России". С поздравлением выступил Глава Хурала Представителей Каа-Хемского района Ооржак Е. Б. За чашкой чая ознакомили всех с мерами поддержки участников спецоперации и их семей. Модератором выступила социальный координатор Биликти А. В. Были обсуждены вопросы диспансеризации и санаторно курортное лечение участников СВО. О приеме в Центральной кожуунной больнице рассказала заместитель главного врача Монгуш А. М. Об обеспечении горячим питанием и местами в дошкольных образовательных учреждениях выступила заведующая методическим кабинетом Ондар А. С. Специалистом СФР Лапчаа С. А. Доведена информация о льготах и выплатах по линии Социального фонда. Об участии в государственной программе " Обеспечение жильём молодых семей ", о выделении земельных участков, контейнеров, социального угля и об участии в социальных контрактах выступили ответственные руководители. В конце, первым заместителем председателя администрации Ондар М. С вручила благодарственные письма и цветы матерям и супругам участников спецоперации. #вкус_заботы #Каа_хемский #Женское_движение #Женское_движение_Республики_Тыва


В мэрии состоялось заседание 31-ой очередной сессии Хурала представителей города Кызыла с участием прокурора города Кызыла Павла Насса и врио мэра города Кызыла Вячеслава Судер-оола. В повестке заседания были рассмотрены 16 проектов решений: бюджет на 2026 год, меры поддержки участников специальной военной операции в виде льготы на земельный налог. Также рассмотрели вопрос о продлении сроков проведения конкурса на замещение должности мэра города Кызыла до 15 декабря 2025 года (включительно) с 8.30 до 17.30 кроме выходных (суббота и воскресенье) и праздничных дней. Конкурс пройдет 25 декабря 2025 года в 10 часов 00 минут по адресу: Республика Тыва, город Кызыл, ул. Ленина, д.32, каб. 210. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, в возрасте не моложе 30 лет, имеющий высшее образование, стаж работы не менее 3 лет на руководящей должности учреждений, организаций, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, а также с соответствующими квалификационными требованиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Республики Тыва, обладающие знаниями Конституции Российской Федерации, федерального и республиканского законодательства, Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», при отсутствии ограничений, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации». Условия проведения конкурса установлены Решением Хурала представителей города Кызыла от 30 сентября 2022 года № 3 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности мэра города Кызыла». Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию: 1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету, предусмотренную статьей 15.2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; 3) паспорт; 4) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; 5) документ об образовании и о квалификации; 6) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; 7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; 8) документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 9) заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; 10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 11) сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать, за три календарных года, предшествующих году поступления на муниципальную службу; 12) муниципальный служащий сообщает в письменной форме представителю нанимателя (работодателю) о ставших ему известными изменениях сведений, содержащихся в анкете. Справочную информацию о проведении конкурса можно получить по телефону 2-05-71; 2-70-63, на официальном сайте Хурала представителей города Кызыла gorhural.ru, а также по указанному выше адресу.